Новый закон о техосмотре в России с 1 марта 2021 года

08 марта 2021 г.


В законодательстве, касающемся проведения технического осмотра транспортного средства, произошли серьезные изменения. С 1 марта 2021 года к процедуре и состоянию самого транспортного средства будут предъявлять повышенные требования. Одним из нововведений стала обязательная фотофиксация авто. При этом фотографировать машину нужно будет дважды до и после начала техосмотра. К чему еще следует готовиться автолюбителям, новые требования и законодательные нормы – все это описано далее.

Новый закон о техосмотре 2021

Законодательно-нормативная база — новый закон о техосмотре 2021 года

Сам законопроект был сформирован еще в 2019 году, его вступление в законную силу изначально планировалось установить на 8.06.2020 года. Однако же, произошедшая в 2020 году вспышка заболеваемости, пандемия и связанные с ней запреты, привели к тому, что Правительство было вынуждено отложить запуск программы на 1 марта 2021 года.

Основные положения по нововведениям в Федеральном Законе № 170 «О техническом осмотре транспортных средств» заключаются в следующем:

  • Диагностическая карта проводится в электронном виде, данные будут вноситься в единую специализированную систему.
  • Сформирована единая автоматизированная система – ЕАИСТО.
  • Установлено требование по обязательному фото-фиксированию транспортного средства, внесению снимков в базу с указанием географических координат.
  • Усилена ответственность операторов техосмотра.
  • Ужесточены требования к организациям, занимающимся осуществлением техосмотра.
  • Отменена бессрочная аккредитация для организаций.
  • Установлен лимит на количество техосмотров в привязке к одной линии.

В остальной части Федерального Закона изменения не производились.

Продление диагностических карт в 2021 году

Как уже было сказано, поправки в законодательство начинают работать с 1 марта 2021 года. Однако же, поскольку Правительство справедливо решило, что введение данной меры уже сейчас приведет к возникновению столпотворению в местах техосмотра и формированию немалого количества проблем из-за этого, были установлены дополнительные поправки.

Изменения внесены на основании Постановления Правительства от 27.02.2021 года № 275. Основной момент поправок заключается в том, что далеко не всем водителям придется проходить осмотр в ближайшем будущем. Некоторые диагностические карты будут автоматически продлены на определенный срок.

Сроки продления диагностических карт ТО

Согласно законодательным нормам, диагностические карты, содержащие заключение о соответствии автомобиля обязательным требованиям безопасности, срок которых истекает в период с 1 февраля по 30 сентября 21-го года, продляются. В данном случае диагностические карты делятся на 2 группы:

  • Те, которые должны истечь по срокам в период с 01.02 по 01.04.2021, продляются до октября 21-го года.
  • Для тех, которые истекают в период с 01.04. по 30.09.2021 года, установлено продление на 6 месяцев.
Разумеется, нужно понимать, что данное правило не касается документов, чей срок годности заканчивается до 1 февраля и после 1 октября текущего года.

Новые правила и порядок проведения процедуры техосмотра

Как уже говорилось ранее, изменения коснулись немалого количества моментов проведения процедуры. Кроме того, установлены нововведения и по санкциям за неисполнение предписания. Что было ранее и как обстоят дела на текущий момент:

  • С марта 21-го года введено требования об обязательном прохождении технического осмотра с заездом на аккредитованные станции ТО. Ранее получить диагностическую карту можно было у оператора, страхового агента или брокера. При этом заезжать на станцию было не обязательно.
  • Полученная карта может быть аннулирована, если не было фактического заезда на станцию. Ранее, аннулирование также могло происходить, но это скорее являлось исключением из правил.
  • Введен единый сервис ЕАИСТО от МВД, в котором должны будут в дальнейшем храниться данные по оформленным и выданным картам в электронном виде. При необходимости их можно будет отслеживать и получать информацию по запросу. Стоит отметить, что раньше сервис ЕАИСТО также существовал, однако часть карт по нему не проводилось из-за того, что люди предпочитали работать через посредников, при этом не всегда добросовестных.
  • Установлена обязательная процедура фотофиксации транспортного средства. Делать снимки будут по меньшей мере 2 раза. Обязанность по проведению данных операций возлагается на экспертов техников. Ранее, данные требования были необязательными.
  • Привязка по координатам и геолокации к станции ТО. Максимально допустимые отклонения геолокации – 150 метров. До марта 21-го года ничего подобного не было.
  • Ужесточение требований по проверки данных из документации: СТС и ПТС. Должно быть полное соответствие: государственного регистрационного знака, номера кузова, рамы или кабины. Малейшее расхождение является поводом для прекращения проведения процедуры техосмотра и передачи информации в ЕАИСТО. Ранее данные процедуры носили скорее формальный характер и сверку мало кто делал.
  • Для внесения данных в ЕАИСТО потребуется обязательное наличие усиленной квалифицированной электронной подписи. Сделано это для того, чтобы предотвратить незаконное оформление карт посторонними агентами. До 21-го года получить доступ мог абсолютно любой желающий.
  • Владельцы аккредитованных станций ТО должны будут самостоятельно определять количество человек, которое они могут обслуживать в течение 1 дня, с учетом размера штата сотрудников. Данная информация должна передаваться в РСА, после чего будет фиксироваться допуск Центра на каждый день. Превышение допуска допускается только на 5%, все, что свыше, не будет проходить по регистрации в ЕАИСТО. До этого каких-либо ограничений по количеству человек не было.
  • Одним из новшеств стало введение в работу передвижных диагностических станций. Они должны выступать как дополнение к уже имеющимся стационарным центрам. Условия их работы будут точно такими же, как и в обычных станциях, также устанавливается лимитированная система. Привязка по работе идет по региону нахождения. Другими словами, такая передвижная станция, зарегистрированная в Москве, не может проводить осмотр в Челябинске. Сведения о таких центрах можно найти на официальном сайте РСА. Работа передвижных станций началась только с текущего года и есть пока что далеко не во всех регионах.
  • Прежде штрафная санкция за отсутствие пройденного техосмотра назначалась только водителям такси, а также грузовой машины или автобуса с местами более чем на 8 человек. Размер штрафа составлял 500-800 рублей. Теперь же, при отсутствии диагностической карты, санкция может быть применена абсолютно к любому водителю. Размер взыскания будет составлять 2000 руб.

Аннулирование карт технического осмотра

В предыдущем пункте уже было упомянуто о том, что контроль за выданными диагностическими картами будет существенно ужесточен. Если обращаться непосредственно к Федеральному Закону № 170, то под понятием диагностической карты подразумевается документ, подтверждающий допуск к участию автомобиля (или иного транспортного средства) в дорожном движении. Авто, в отношении которого не проводился осмотр или при проведении которого выявлены существенные недостатки, несоответствие ТС установленным требованиям безопасности, не подлежит эксплуатации. Выданные диагностические карты с нарушением процедуры, без надлежащей проверки авто, подлежат аннулированию.

С учетом введенных требований, карта будет признана недействующей в случае, если транспортное средство вообще не заезжало на ТО. С другой стороны, данная мера приостановлена до октября 2021 года, из-за введенной отсрочки.

Тем не менее, фактическими основаниями для аннулирования диагностической карты может быть:

  • покупка техосмотра, без официального прохождения ТО;
  • при прохождении осмотра не все детали авто были проверены должным образом;
  • сама процедура проведена с существенными нарушениями;
  • в конструкцию авто были внесены изменения, которые не регистрировались в ГИБДД после прохождения ТО.

Штрафные санкции и тарифы в 2021 году

Что касается стоимости проведения техосмотра, то этот вопрос всегда оставался «подвешенным». Все дело в том, что фактически сервисные центры никогда в действительности не указывали, сколько стоит данная услуга. Более того, документально это также никак не подтверждалось. Установленную цену, в большинстве случаев, оплачивали «на руки».

Региональные тарифы, которые обычно использовались, также не соответствовали действительности. Все дело в том, что цены уже давно выросли, изменились, а стоимость услуг специалистов и вовсе никогда не включалась.

На этот счет Минэкономразвития предложило установить минимальную планку для стоимости проведения технического осмотра. Более того, свою методику проведения расчета подготовил и ФАС. Также антимонопольными службами было выдвинуто предложение сформировать единую схему расчета, с учетом цен на услуги, но с установленной максимальной планкой.

Что касается самих операторов, занимающихся техническим осмотром, то они высказались резко против установления единого тарифа. По их мнению, стоимость должна регулироваться рыночными ценами.

Что касается штрафных санкций, то в данном вопросе также произошли изменения. Наказания теперь стали более суровыми. За нелегальный техосмотр для пунктов ТО предусмотрены наказания:

  • штраф до 300 тысяч рублей, или взыскание в размере заработной платы (иного дохода) за период в 2 года;
  • обязательные работы сроком до 480 часов;
  • арест до 6 месяцев.

Наказание, предусмотренное для группы лиц, чья деятельность привела к получению дохода в особо крупном размере, следующее:

  • штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей или в сумме получаемого дохода за период от 1 до 3 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет;
  • лишение свободы на срок до 5 лет, с взысканием штрафа в размере до 80 тысяч рублей, или в размере получаемого дохода за 6 месяцев.
Водителям же стоит помнить, что за покупку поддельной диагностической карты их могут привлечь к уголовной ответственности. На данном моменте отдельное внимание заострило МВД осенью 2020 года, ссылаясь на часть 3 статьи 327 УК РФ. Наказание – лишение свободы на срок до 1 года.

Однако же на деле, данная мера наказания может быть применена далеко не всегда. Если обращаться непосредственно к указанной статье, то стоит заострить внимание, что привлечение возможно в случае, если водитель намеренно приобрел поддельную диагностическую карту. С другой стороны, как будет доказываться тот факт, что человек знал, что он приобретает незаконный документ, пока не ясно.

Что касается санкций за вождение без карты технического осмотра, то с марта 2021 года она устанавливается в размере 2000 рублей. Данное требование касается водителей:

  • легковых такси;
  • автобусов;
  • грузовых авто, предназначенных для перевозки людей с числом мест более 8;
  • специализированных транспортных средств, предназначенных для перевозок опасных грузов.

Как проверить диагностическую карту онлайн

Чтобы не оказаться в неприятной ситуации, из-за которой придется оплачивать штраф, рекомендуется проверить имеющуюся диагностическую карту на подлинность. Более того, сейчас это можно сделать значительно проще – через интернет.

Подробная инструкция выглядит следующим образом:

  • Сначала необходимо зайти на официальный сайт ЕАИСТО от МВД.
  • Далее следует ввести информацию об автомобили в одну из идентификационных строк. Это может быть государственный знак, VIN-номер, кузов, рама, или же сам номер текущей диагностической карты.
  • Далее необходимо ниже поставить отметку в пункте «Я не робот».
  • Нажать на кнопку «Проверить».

После обработки представленных данных на экране появится один из трех возможных результатов:

  1. Значок «Действительна» говорит о том, что с картой все в порядке и ею можно спокойно пользоваться.
  2. «В архиве» – срок действия карты закончился, а значит автовладельцу необходимо как можно скорее пройти ТО.
  3. «Не действительна» — диагностическая карта не может использоваться.

Регресс за отсутствие технического осмотра транспорта

Стоит сказать, что наказывать водителей, которые не прошли надлежащее ТО, могут не только штрафами, но регрессом со стороны страховой. Другим словами, страховщик имеет право потребовать от водителя, возврата за оплаченную компенсацию потерпевшим в ДТП (если оно было). При обычной практике выплаты производит страховая, без возможности требовать выплату с водителя.

Соответственно, если человек не прошел надлежащее ТО, он нарушает обновленные правила пп. «и» ст. 14 ФЗ №40 Об ОСАГО, в котором отдельно указанно, что на момент наступления страхового случая (ДТП) у водителя должна иметься на руках действительная диагностическая карта с не истекшим сроком. В противном случае, страховая имеет право обратиться с регрессом к виновному лицу.

Разумеется, требовать со всех компенсацию страховая не имеет права, для этого должны быть соблюдены несколько условий:

  • Водитель является виновным в ДТП.
  • Диагностическая карта отсутствует, недействительна или имеет истекший срок.
  • Авария произошла из-за неисправности транспортного средства.

Что касается аннулированных диагностических карт, то на этот счет закон не дает каких-либо конкретных пояснений. Однако же, необходимо понимать, что данный момент, скорее всего, будет приравниваться к отсутствию документа как такового. Соответственно, всю ответственность за дальнейшие действия и события водитель берет на себя.

Фотофиксация при техосмотре

Как уже было сказано, одним из новых требований при проведении техосмотра стала обязательная фотофиксация транспортного средства до и после процедуры. Данная мера необходима, в первую очередь, для того чтобы снизить количество поддельных диагностических карт в будущем.

На сегодняшний день, требования по проведению данной процедуры уже утверждены Министерством транспорта РФ. При проведении ТО аккредитованным оператором, должно быть произведено две фотофиксации:

  1. Снимок передней части автомобиля, перед началом осмотра.
  2. Фото задней части транспортного средства, после окончания осмотра.

Сделанные фотографии обязательно должны быть цветными, при этом с легко читаемыми государственными знаками, маркой и моделью авто, также должен различаться и цвет. Кроме того, сам файл с фотографиями должен содержать информацию о дате, времени и месте проведения осмотра. Последнее делается при помощи системы «ГЛОНАСС». В завершении файл подписывается усиленной квалификационной подписью оператора, который проводил осмотр.

По окончанию всех вышеуказанных действий, информация загружается в электронную систему ЕАИСТО, где будет храниться на протяжении 5 лет. При необходимости, сведения могут быть представлены на основании электронного запроса. Кроме того, основную информацию могут получать не только специализированные структуры, но и обычные пользователи.

Заключение

Как можно понять, сама система организации техосмотра и оформления диагностических карт в 2021 году, претерпела серьезные изменения. Кроме того, ужесточилось наказание за противоправные действия и штрафные санкции. Именно поэтому водителям рекомендуется не обращаться к сомнительным операторам, а проходить ТО в специальных аккредитованных центрах. Для тех же, кто пока имеет на руках действующую диагностическую карту, нужно помнить, что ее срок продляется до октября 2021 года. В дальнейшем, если не будут внесены дополнительные поправки, необходимо будет проводить процедуру осмотра, согласно установленным требованиям.

0 0 голоса
Рейтинг статьи

08 марта 2021 г.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
2 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Aleksey
3 лет назад

Нельзя войти на сайт, требуется подпись и авторизация! Чипушилы…

Александр
3 лет назад

как войти на сайт шутники